|
Согласно «Повести временных
лет», Киев был основан братьями — Кием, Щеком и Хоривом. Имена братьев
сохранились в названии его частей (Щековица), в летописном названии Хоревица.
Летопись не указывает точной даты основания города. Раскопками установлено,
что на его территории существовало несколько небольших славянских поселений
— предшественников будущего города.
Основное ядро Киева VIII—Х вв. составляло
поселение на Андреевской горе. Оно представляло собой небольшой укрепленный
замок с языческим капищем в виде большого, круглого, сложенного из неотесанных
камней жертвенника. Вокруг него были найдены
обломки лепной керамики и многочисленные кости
жертвенных животных. Возможно, что в центре площадки капища стоял деревянный
идол.
Древнейшая городская стена,
возведенная вокруг Андреевского холма, была сделана из дерева. Во времена
княжения Владимира она была перестроена, а город включил ряд соседних с
Андреевским холмом территорий. В ходе раскопок установлено, что Ярослав
Мудрый построил новую городскую стену. По площади город при Ярославле в
несколько раз превосходил Киев при Владимире. Стена была сооружена из дубовых
срубов, примыкавших друг к другу. Каждый отдельный сруб представлял собой
прямоугольник размером 19х6 м. Оборонительные валы Ярославова города достигали
в ширину 20 м и по своей мощи не имели себе равных в истории древнерусской
фортификации. В политической и административной жизни Киева важнейшее место
занимал княжеский двор. В Х в. на княжеском дворе была выстроена гридница,
предназначавшаяся для приемов, пиров княжеской дружины, больших собраний.
Княжеский двор и -древнейшая на Руси каменная
постройка — Десятинная церковь, возведенная в 989—996 гг., были архитектурным
центром Киева. Постройки княжеского двора окружали Торжок, ремесленные
мастерские и дома знатных горожан. До постройки Софийского собора Десятинная
церковь, видимо, играла роль городского центра. Основу церкви составляло
здание с тремя апсидами (полукруглыми выступами) с восточной стороны. Внутри
его свод поддерживали три пары каменных столбов. Здание было сложено из
блоков, состоявших из тонких квадратных кирпичей, скрепленных раствором
извести, перемешанной с толченым кирпичом. Для отделки деталей применялся
так называемый лекальный кирпич с закругленными углами. Церковь украшала
покрытая росписью штукатурка и глиняные поливные разноцветные плитки различной
формы, из которых выкладывались сложные орнаментальные композиции. К северу
и к югу от Десятинной церкви были открыты развалины больших дворцов.
Наиболее ярким архитектурным
памятником Киева домонгольского периода является построенный в начале XI
в. при князе Ярославе Владимировиче Софийский собор. Он играл значительную
роль как центр церковно-политической жизни Киевского государства. За время
своей 800-летней истории собор неоднократно подвергался перестройкам. Внутреннее
пространство храма было разделено столбами на пять частей — нефов. Над
боковыми нефами возвышались хоры, предназначавшиеся для князя, его семьи
и придворной знати. Своды и стены храма украшали композиции на библейские
темы; монументальные колонны и суровые фигуры святых великолепно вписывались
в архитектурный мотив. Поток света сверху падал на роскошные мозаичные
полы. Парапеты украшали барельефы. В архитектурной композиции
Софии угадываются традиции византийского зодчества.
Во времена правления князя
Ярослава в Киеве были сооружены большие каменные крепостные ворота, получившие
в истории русского градостроительства название «Золотые ворота» - по аналогии
с византийскими. Это название потом перешло к главным воротам Владимира.
Возникшее в Киеве раньше,
чем в других городах Древней Руси, каменное зодчество имело большое значение
для развития всей русской архитектуры.
В ряде мест в Киеве были
открыты жилища горожан, ремесленников. В большинстве своем это полуземлянки
с глинобитной печью в одном из углов.
Раскопки показали, что
Киев был крупнейшим центром древнерусского ремесла XII— первой половины
XIII в. Киевские ремесленники изготавливали самые разнообразные вещи —
от простой глиняной посуды и деревянной ложки до тончайших ювелирных изделий.
Ремесленное производство удовлетворяло основные потребности городского
населения, а его предметы вывозились далеко за пределы города. Здесь были
развиты кузнечное, керамическое, деревообрабатывающее, ювелирное, стеклодельное,
костерезное и другие ремесла. В XI—XII вв. развиваются
искусство камнетесов и резчиков по камню, изготовление строительного кирпича.
Труднее проследить археологически развитие таких ремесел, как кожевенное,
ткацкое и портняжное, но и они были широко известны в Киеве.
Осенью 1240 г. Киев был разрушен полчищами
татаро-монголов под предводительством хана Батыя. Археологам удалось восстановить
отдельные конкретные события этой трагедии. Установлено, что Десятинная
церковь была последним оплотом оборонявшихся киевлян. Подлее развалинами
был открыт тайник глубиной в 5 м, на дне которого лежало несколько скелетов
вместе с драгоценными вещами. Очевидно, там погибли богатые горожане. Недалеко
от ворот, которые позднее были названы Батыевыми, раскопаны два жилища.
В печи одного из них найдены скелеты двух девочек, в другом-целая группа
скелетов. Упадок Киева прослеживается по историческим и археологическим
источникам. Центр политической и экономической жизни Руси передвинулся
на север.
|